Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Серии: # A-Z А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Регистрация || Вход

Забыли пароль?



Разделы библиотеки:
 
Новости библиотеки
Последние поступления
Архив поступлений
 
Все авторы
Все серии
Книги на других языках
Экранизированные
 
Античная литература
Детективы и боевики
Детские книги
Историческая литература
Классика
Любовные романы
Мистика
Приключения
Проза и поэзия
Публицистика
Триллеры
Фантастика
Фэнтези
Юмор
 
Деловая литература
Документальная литература
Жизнеописания и мемуары
Загадки и тайны
Психология и самосовершенствование
Справочники и энциклопедии
Философия, религия, эзотерика

Произведений: 13631
Авторов: 967
Серий: 1360

Яндекс.Метрика

 

Хорхе Луис Борхес


     Скрыть биографию

    Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo (24.08.1899, Буэнос-Айрес, Аргентина - 14.06.1986, Женева, Швейцария)
     Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
     Борхес родился в 1899 году в Буэнос-Айресе. Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».
     Сам Борхес так описал своё вступление в литературу: "С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет."
     В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом.
     Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.
     В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.
     Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.
     В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.
     Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.
     Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Кладбище Королей, неподалёку от Жана Кальвина. В феврале 2009 года Национальный конгресс Аргентины должен был рассмотреть законопроект о возвращении в Буэнос-Айрес праха Хорхе Луиса Борхеса. Эта инициатива исходила от представителей литературных кругов, однако вдова писателя, возглавляющая фонд его имени, возражает против перенесения останков Борхеса в Аргентину.
     В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе Нобелевский лауреат Жозе Сарамаго.
     
     Признание и награды
     Начиная с 1960-х гг. Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:
     1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
     1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
     1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины.
     1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
     1966 — Мадоннина, Милан
     1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию
     1971 — Литературная Иерусалимская премия
     1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика).
     1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы.
     1979 — Всемирная премия фентези (en:World Fantasy Award for Life Achievement)
     1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
     1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
     1981 — Премия Итальянской республики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика).
     1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда.
     1985 — Премия Этрурии.
     1999 — Национальная премия литературных критиков (en:National Book Critics Circle Award)
     Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (Орден искусств и литературы, 1962, Орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден «Солнце Перу», 1965), Чили (Орден Бернардо О'Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (1979), Ордена Британской империи (1965), Испании (Орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирается членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.
     
     Википедия



Все книги автора
всего:98
Раздел:
Все книги автора

Язык:
все языки

книг показано: 98
Показать книги только из раздела:

Список книг только на выбранном языке.
Выбор всех или других языков в меню справа.
У автора нет книг
на других языках

Романы и повести

Образцовое убийство (1946)
соавт. Адольфо Биой Касарес

Мнения

Хроники Бустоса Домека (1967)
соавт. Адольфо Биой Касарес

Мнения

Шесть загадок для дона Исидро Пароди ("Шесть задач для дона Исидро Пароди", 1942)
соавт. Адольфо Биой Касарес

Мнения

Рассказы

25 августа 1983 года

Мнения

Argumentum ornitologium

Мнения

Deutsches Requiem

Мнения

Everything and Nothing

Мнения

Абрамович

Мнения

Авелино Арредондо

Мнения

Алеф (1949)

Мнения

Беседы с А. Каррисо

Мнения

Беседы с Ф. Соррентино

Мнения

Бессмертный

Мнения

Богословы

Мнения

В кругу развалин

Мнения

Вавилонская библиотека

Мнения

Валери как символ

Мнения

Версии одной легенды

Мнения

Вещие зеркала

Мнения

Время и Дж. У. Данн

Мнения

Встреча

Мнения

Гаучо

Мнения

Гуаякиль

Мнения

Две памятные фантазии (1946)
соавт. Адольфо Биой Касарес

Мнения

Делатель (1960)

Мнения

Делия Элена Сан-Марко

Мнения

Диалог мёртвых

Мнения

Диск

Мнения

Дом Астерия

Мнения

Другой

Мнения

Евангелие от Марка

Мнения

Жёлтая роза

Мнения

Загадка Эдварда Фицджеральда

Мнения

Заир

Мнения

Зеркало загадок

Мнения

Зеркало и маска

Мнения

Из книги "Создатель"

Мнения

Искушение

Мнения

Конгресс

Мнения

Круги руин

Мнения

Лотерея в Вавилоне

Мнения

Маседонио Фернандес

Мнения

Медаль

Мнения

Молитва

Мнения

Нить сюжета

Мнения

Ночь даров

Мнения

Отражение

Мнения

Память Шекспира (1983)

Мнения

Письмена Бога

Мнения

Поиски Аверроэса

Мнения

Праздник чудовища
соавт. Адольфо Биой Касарес

Мнения

Превращения

Мнения

Пьер Менар, автор «Дон Кихота»

Мнения

Рагнарёк

Мнения

Роза Парацельса

Мнения

Роза Парацельса (другой перевод)

Мнения

Смерть и буссоль

Мнения

Тайное чудо

Мнения

Тлён, Укбар, Orbis tertius

Мнения

Фунес, Помнящий

Мнения

«There Are More Things»

Мнения

«Биатанатос»

Мнения

Произведения

Книга воображаемых существ ("Книга вымышленных существ", 1954, фрагменты)
соавт. Маргарита Герреро

Мнения

Книга вымышленных существ ("Книга воображаемых существ", 1954, полная версия)
соавт. Маргарита Герреро

Мнения

Публицистика

Гилберт Уотерхауз «Краткая история немецкой литературы» (1943)

Мнения

Две книги

Мнения

Девять эссе о Данте (1982)

Мнения

Джералд Хэрд «Страдание, биология и время»

Мнения

Доктрина циклов

Мнения

Допущение реальности

Мнения

Думая вслух

Мнения

Заметки об Уитмене ("Несколько слов об Уолте Уитмене")

Мнения

Кеведо

Мнения

Комментарий к 23 августа 1944 года

Мнения

Лесли Уэзерхед «После смерти»

Мнения

Лики одной легенды

Мнения

Логическая машина Раймунда Луллия (илл.)

Мнения

М. Дэвидсон «Спор о свободе воли»

Мнения

Натаниел Готорн

Мнения

Несколько слов об Уолте Уитмене ("Заметки об Уитмене")

Мнения

Несколько слов по поводу (или вокруг) Бернарда Шоу

Мнения

Новое опровержение времени

Мнения

О дубляже

Мнения

О книге «The Purple Land»

Мнения

Одна из последних версий реальности

Мнения

Оправдание «Бувара и Пекюше»

Мнения

От аллегорий к романам (1949)

Мнения

От некто к никто

Мнения

Очередное превращение д-ра Джекила и Эдварда Хайда

Мнения

Паскаль

Мнения

Переводчики «1001 ночи»

Мнения

Поль Груссак

Мнения

Предисловие к книге «Похвала тени»

Мнения

Притча о Сервантесе и Дон Кихоте

Мнения

Сборники и антологии

Золото тигров (1972)

Мнения

Книга песка (1975)

Мнения

Книга сновидений (2005)
соавт. Антологии

Мнения

Коллекция (сборник)

Мнения






Комментарии читателей:





0


 

Вверх